Напомню:
— Мы знаем, что такое бумага для письма по Брайлю, грифель и прибор;
— Мы умеем вставлять лист бумаги в Брайлевский прибор;
— Мы умеем правильно держать грифель;
— Знаем то, из каких комбинаций состоят буквы, цифры, знаки препинания;
— Помним о том, что по системе Луи Брайля мы пишем справа налево, а читаем – слева направо;
— Понимаем принципы зеркальности, использования знака «большая буква» и «цифрового знака».
Если всё то, что написано выше соответствует действительности, самое время приступить к письму по системе Л. Брайля.
— Возьмите грифель в правую руку.
— Отыщите нужную строку и нужную клетку, например, первую строку и первую клетку. Она будет располагаться вверху доски справа.
— Указательный палец левой руки поставьте в клетку, следующую за той, в которой находится грифель. В нашем примере – вторая клетка первой строки.
Обратите внимание на то, что левая рука всегда находится рядом с правой. С помощью указательного пальца мы отслеживаем строку, в которой пишем, а также то, когда эта строка закончится.
— По окончании строчки, проведите указательным пальцем правой руки до её начала и опуститесь на следующую строку. Указательный палец левой руки остаётся на месте и опускается на строку ниже только тогда, когда правая рука отыскала нужную строчку. Со временем, вы научитесь переходить на следующую строку во время движения указательного пальца правой руки к её началу.
Ощупав крышку прибора с правой стороны, мы увидим выпуклые символы. В стандартном варианте прибора их девять. Это цифры (без цифрового знака) от единицы до девятки.
Единичка расположена между первой и второй строкой, двойка – между третей и четвёртой, тройка – между пятой и шестой, четвёрка – между седьмой и восьмой и так далее.
Ориентируясь на эти цифры, можно легко отыскать ту строку, в которой мы закончили свои упражнения.
В следующем видео, я покажу то, как пишут по Брайлю, а также то, как с помощью символов, расположенных на правой стороне прибора, отыскивать нужную строчку.
Упражнения на развитие
навыков письма
Попробовав писать те либо иные символы, мы столкнёмся с тем, что грифель протыкает не те точки. Начав своё упражнение в первой клетке первой строки, закончить его можно в последней клетке, например, пятой строки. Для того, чтобы минимизировать такой эффект прежде, чем писать реальные буквы и слова, предлагаю потренироваться.
Вот несколько упражнений, которые можно использовать для наработки навыков рельефно-точечного написания. Любое из них необходимо выполнять, как минимум, на половине листа (9 строк) и писать как в каждой клетке, так и через клеточку.
По окончании любого из упражнений, следует проверить результат либо с помощью того, кто знаком с рельефно-точечным методом, либо самостоятельно. О том, как осуществляется чтение, смотрите ниже.
Описание упражнения | Точки, составляющие это упражнение в порядке, в котором их следует прокалывать |
Шеститочие | 1 2 3 4 5 6 |
Буква А | 1 |
Третья точка | 3 |
Четвёртая точка | 4 |
Шестая точка | 6 |
Буква К | 1 3 |
Буква Ц | 1 4 |
Четвёртая и шестая точка | 4 6 |
Тире | 3 6 |
Буква М | 1 3 4 |
Буква У | 1 3 6 |
Первая, четвёртая и шестая точка | 1 4 6 |
Третья, четвёртая и шестая точка | 3 4 6 |
Запятая | 2 |
Пятая точка | 5 |
Двоеточие | 2 5 |
Полагаю, что принцип построения упражнений, понятен. Ваша задача комбинировать различные варианты написания, не смотря на то, является ли такой вариант конкретной буквой, цифрой или знаком препинания, либо нет.
Как только вы убедитесь в том, что все упражнения выполняете без ошибок, начинайте писать буквы, слоги и слова.