Говоря о репортаже, мы попытаемся сделать его с одной стороны интересным, с другой — завораживающим, а самое главное – информативным и нужным аудитории.
Прежде чем начать, я предлагаю ознакомиться с материалами презентации.
Говоря о репортаже, нам важно попасть в такую струю, которая пока еще не ведома читателю, слушателю, зрителю.
Интерес к репортажу во многом определяется тем местом или конкретным мероприятием, на котором побывал журналист, блогер. Например, преподаватель журналистики Михаэль Халлер рекомендует авторам репортажей «преодолевать дистанцию и барьеры» — отправляться в дальние путешествия, погружаться в чуждые для читателей социальные группы и проникать в закрытые учреждения. Например, съездить на полюс холода, переночевать с бомжами на вокзале, пожить в монастыре, побывать в психиатрической больнице.
Источник — http://shkolatexta.ru/remeslo/kak-napisat-reportazh-za-sem-shagov.
Другим источником тематик для репортажа могут стать эксперименты блогера. Например, представители организаций инвалидов могут тестировать разного рода технические средства реабилитации, этим же могут заниматься и сами пользователи устройств, некоторые вполне могут прийти в организацию в качестве лица, которому что-то нужно. Это метод «маски» или иначе говоря, блогер меняет профессию. Многие из нас знают как, например, ходить в магазин, организованный по типу супермаркет, а если в него придет женщина с собакой-проводником, а, возможно, председатель общества инвалидов отправиться на прием к главе города.
Таким образом, создателем сюжета для репортажа может стать каждый из нас.
Заметим, что каждый репортаж – это спектакль, у которого есть завязка, сюжет и окончание. Это важно помнить, когда простраиваете репортаж. Если вы не опытный журналист, то это не означает, что не сможете сами придумать и реализовать сюжет. Вам это вполне по плечу.
Многие из нас создают сценарии мероприятий, мы придумываем праздники для своих детей, организуем новогодние корпоративные встречи, подбираем этапы отдыха на море или в горах. Все это сценарии. Вы можете использовать свой жизненный опыт для создания линии репортажа.
Проблема, которая поставлена перед людьми должна быть решена персонажами, а может и нет. Впрочем, это не важно, в репортаже вопрос может быть вполне открытым.
В развязке не всегда блогер добивается успеха. Почему? Все просто, не всякую проблему вообще имеет смысл решать.
Конфликт может быть как явным, так и нет. Если ваша организация или вы сами боритесь за права или хотите чего-то добиться, то вполне возможен конфликт интересов. Например, представители организации за защиту прав людей предлагают внести в законодательство страны правила о защите прав детей-сирот, понятно, что конфликт есть и он не всегда разрешим.
А вот, если в организации все мирно, отмечают Новый год, накрыли столы, песни поют. Как быть в этом случае? Все просто, сделайте акцент на том, какие средства использованы для праздника, как было сложно купить продукты, чтобы соблюсти интересы, кто будет убирать все и другое.
Заметим, что во многих репортажах может пойти все не так как задумывалось, тогда можно показать все без купюр.
Блогер, создавая репортаж, чаще всего выступает неким режиссёром. К примеру, если репортаж из жизни человека, то это должен быть материал с одной стороны о личности, а с другой – о том, как жить и не сдаваться, как порушить все на своем пути, как вырастить и дать образование троим детям, как заниматься спортом и работать.
Эффект присутствия в репортаже невозможен, если вас не было на мероприятии или вы создаете репортаж с чужих слов. Это означает, что у вас интервью о репортаже, то есть человек отвечает вам на вопросы, это интервью, он показывает свое видение проблемы.
По этой причине, каждый блогер, создавая репортаж, должен понимать, что на мероприятии, о котором пишешь, надо побывать самому.
В момент присутствия на мероприятии надо отыскивать самые яркие и нужные эпизоды. Они должны подходить к сценарию, но не мероприятия, а вашего репортажа. Необходимо создать план репортажа. Он содержит примерный перечень тех, с кем нужно встретиться, тех мест, которые важно посетить, тех лиц, чьи высказывания будут ключевыми. От плана можно отклониться, но не много.
Мероприятие – выступление слепоглухой певицы на городском празднике.
Прежде всего, нужно понять, как сделать интервью с самой певицей, как понять, что показывают жесты, как осознать содержание. С кем нужно побеседовать – с самой девушкой, с ее наставниками, если есть с родителями и педагогом, организатором концерта, с главой города или его заместителями, со зрителями обязательно, без них ни как нельзя.
Объем описанному предают мелочи, например, описание запахов, вкусов, можно рассказать о том, какой на мероприятии был огромный бисквит и как он упоительно пах.
Необходимо также отыскать чем конкретный персонаж или событие отличаются от сотен других, то есть раскрыть те принципиально важные различия, которые имеются.
Характеристику можно и не называть, но она отображает личность, например, «белая трость» в коридоре, рядом с входной дверью у незрячих, красные маленькие кружечки на кухни у бабушки, преклонных лет, розовые шторы в гостиной директора школы и другое. Важно, что такие вот черточки, которыми вы наполните репортаж будут нужны и важны.
На этом подготовка к репортажу подходит к концу. Нужно найти чем будем репортаж начинать и чем его заканчивать.
Заметим, что события могут развиваться по двум сценариям.
Сценарий развития ситуации во времени – это ваши мероприятия, это когда каждый рассказывает о том, где был. Например, посещение праздника, посвящённого Новогодним торжествам, награждение премией и другое.
Перемещение в пространстве – другой тип репортажа, здесь журналист описывает те события, которые с ним происходят. Например, он идет в администрацию города, затем в отдел архитектуры, в городское управление имущественных отношений и другое.
Начало и конец вашего репортажа вообще ни как могут не совпадать с началом мероприятия или мытарств блогера. Закончить можно чем угодно, например, в конце вставить выступление руководителя организации, даже если оно было с самого начала.
Все увиденное в репортаж блогеру включать не следует, а только то, что может быть интересно вашему условному, совокупному читателю, слушателю, зрителю.
Любой репортаж должен выглядеть как пунктирная линия. Например, на мероприятии выступило 10 детских хоров из разных уголков вашего региона, большие и маленькие, с дошкольниками и подростками. Ваша задача, показать тех, что интересны, тех что представили необычное переложение известных песен и другое. Самое главное – это показать разнообразие, все представленные номинации.
Да, реплики ведущих тоже можно включать не все, а лишь некоторые, то есть те, что особенно любопытны, смешны или просто красиво вышло.
Замечу, что если репортаж о мероприятии, то вполне уместен юмор в небольших количествах. Если мероприятие официально, то избирайте тех, кто выше по занимаемому положению, обязательно участие в репортаже спонсоров, почетных гостей, представителей организаций – партнеров.
Писать нужно кинематографично. Это понятие было придумано Рой-Питер Кларк. Он говорил о том, что даже в тексте все должно идти кадр за кадром. Для этого, необходимо придерживаться таких правил:
1. передаем слово и действие, но не осмысляем их. Например, они говорили и гуляли. Сложно сформировать картинку. А вот, они говорили о литературе, много жестикулировали, гуляя по берегу подмосковного озера – картинка уже есть.
Например, ученые собрались и читали доклады на тему инклюзии в современном обществе и невозможности ее реализации в России. Абстрактно, а вот так картинка получиться лучше – в большом зале университета собралось больше 700 представителей ученого сообщества. Они представляли разные университеты и исследовательские лаборатории. Доклады были разными – от обучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха, до профессионального образования слепых и слабовидящих. Участники конференции спорили, активно жестикулируя, часто горячась, на лицах видна заинтересованность, каждому хотелось высказаться, представить свое видение вопроса.
2. обязательно нужно работать с планами. Это не как таковой план репортажа, а передвижение персонажей по сцене действия. Представьте, что ваше мероприятие – это сцена, на которой постоянно подсвечиваются то одни, то другие лица. К примеру, на первом плане может быть руководитель, а потом легко выведем члена организации инвалидов, который занял первое место в конкурсе инструменталистов, он играл на фортепиано, затем, на первый план выходит заместитель директора, который поздравляет старейшего члена организации с днем рождения.
Именно так работают операторы в кино или на телевидении. Нам ни чего не мешает делать это и в тексте, когда мы видим постоянную смену картинки в описаниях.
Всего бывает пять планов, которые легко реализовывать:
1. человек в полный рост – общий план;
2. человек в комнате, помещении, классе;
3. человек как портрет;
4. отличительный признак человека, профессия, семейное положение;
5. человек крупным планом, когда все показано как бы обобщенно, но и конкретно в одно время.
Главное, чтобы репортаж даже в тексте получался очень динамичным.
Обязательно бэкграунд включать в репортаж. Это информация, которая поясняет сцены. Она актуальна для аудио и видео, но и в тексте обязательно должна быть.
Например, описание прохождения медико-социальной экспертизы детьми в регионе содержит максимум такого текста. В принципе, если нет картинок, фотографий или видео – бэкграунд должен быть всегда.
Таким образом, мы построим репортаж, если дадим читателю то, что он никогда не видел, поделимся впечатлениями, сопроводим сцены комментарием в динамично меняющемся мире.
Список литературы
1. Колесниченко А.В. «Практическая журналистика: 15 мастер-классов». М.: «Аспект Пресс», 2014.
2. Мисонжников Б.Я. Мускулатура репортажа: кинестетический аспект текстуализации [Текст] / Б.Я. Мисонжников // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». – 2012. – № 1. – С. 177.
3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати [Текст]: учеб.пособие / А.А. Тертычный – М.: Аспект Пресс, 2000. – 310 с.
4. Тертычный А. А. Логическая культура журналиста [Текст]: учеб.пособие для вузов / А. А. Тертычный. – М.: ВК, 2006. – 403 с.
5. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика[Текст]: учеб.пособие / В.Л. Цвик. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 382 с.
Скороговорки для всех
1. (Б,р) — Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
2. (Б,р) — Все бобры добры для своих бобрят.
3. (Б,д) — Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.
4. (Б) — Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела — белой даже не была.
5. (Б,в) — Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.
6. (Б,п) — Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
7. (Б) — Окул бабу обул, да и Окула баба обула.
8. (В,л) — Вавилу ветрило промоклосквозило.
9. (В,п) — Водовоз вёз воду из-под водопровода.
10. (В,л,д) — Не видно — ликвидны акции или не ликвидны.
11. (В,щ,ш) — Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.