Слово «рецензия» происходит от латинского, в переводе это значит просмотр, сообщение, оценка, отзыв. Мы можем говорить о том, что рецензия представляет собой жанр журналистики, в котором имеется критический отзыв о произведении художественной литературы, театральном спектакле, научной статье, картине, кинофильме, опере и другое.
В какой бы форме не был организован такой отзыв, в его задачу входит выразить действительное отношение к исследуемому произведению, книге, спектаклю. Отличие рецензии от иных газетных и блогерских жанров заключается в том, что в качестве предмета рецензии выступают не непосредственные факты, например, события из жизни человека или отдельной общности людей, на которых будут базироваться репортаж, интервью, новость, а информационные явления, представленные в форме книги, брошюры, спектакля, телепередачи и другое. Рецензия в любом случае одновременно может рассмотреть не более двух произведений, давая им соответствующую оценку. В целом, иных, более сложных задач у рецензии и нет.
Если происходит анализ произведения, определение общественно значимых проблем, это уже не рецензия, а научная статья или исследование на заданную тему.
Наиболее важный вопрос, на который должен ответить автор, это что и как рецензировать. Он не может, да, и не должен охватывать своим вниманием все явления общественной и культурной жизни. Это связано не только с самим автором как личностью, но и с ограниченностью возможностей средств массовой информации и Интернета. В связи с этим, рецензированию подлежат наиболее выдающиеся произведения, которые привлекли по тем или иным причинам внимание публики.
В рецензии важно рассказать о том, что действительно заслуживает внимание аудитории, а также что не достойно ее внимания. Это необходимо для того, чтобы читатели и зрители могли лучше ориентироваться в той или иной области знаний.
Рецензия по своему содержанию и форме должна быть ясной, понятной, доступной, открытой для той категории читателей, к которой она обращена. Для этого рецензент должен иметь не только собственное представление о содержании произведения, но и осознавать те руководящие начала, которые были в сознании самого автора. Для этого, рецензент должен обладать достаточно глубокими специальными знаниями. Например, разбираться в кино, литературе, театральном искусстве, жанре музыки и другое. В целом, рецензент должен уметь использовать методы анализа и синтеза, свободно владеть языком аналитической журналистики, иметь широкий кругозор.
Основная задача рецензента – это усмотреть в произведении то, что ни под каким предлогом не сможет понять непосвящённый. Это должно быть только в совокупности с жизненным и профессиональным опытом.
Автор должен уметь заметить в любом произведении то новое, что может стать центром вокруг которого будут вращаться его собственные мысли. Часто рецензенты совершают глобальную ошибку, они воспроизводят сюжетные линии произведения, не давая оценки поведении героев, их поступкам, замыслу автора. Особенно неудачна такая рецензия в том случае, если аудитория вообще знает саму сущность произведения.
Заметим, что любое произведение должно рассматриваться в контексте того исторического периода, где происходит действие. С другой стороны, нельзя упускать из рецензии и требований эстетики, стилистики, замысел автора. Общественный вес рецензии может быть снижен за счет сужения ее рамок. По этой причине, рецензенту стоит обращать внимание на те мелочи, которые другим не заметны.
Итак, рецензия отвечает следующим признакам:
— это доказательное рассуждение, которое аргументируется несколькими фактами;
— это схема внешней оценки;
— основу рассуждений рецензента должна составлять конкретная мысль или идея;
— говоря о произведении искусства или литературы рецензент вправе оценить его как хорошее или плохое;
— в качестве аргументов в рецензии могут выступать отрывки из самого произведения, реальный опыт автора, привлеченное мнение других людей, например, экспертов.
Рецензии классифицируют по видам. По объему они делятся на большие или грант рецензии и маленькие рецензии.
Большая рецензия во многом связана со специализированными изданиями, она дает развернутую оценку произведения или научной статьи. Такие рецензии дают маститые критики, которые имеют не только огромный профессиональный, но и жизненный опыт. Они имеют значимый авторитет у публики. Мини-рецензии распространены больше, а их объем обычно не более полторы компьютерные страницы. Это малая форма журналистики, сжатый анализ, который можно прочесть одномоментно.
По количеству анализируемых произведений все рецензии делятся на моно-рецензии и поле-рецензии. В публикациях первой группы анализируется только одно произведение. Его могут сравнивать с другими, но оценке в любом случае подвергается одно. Поле рецензия предусматривает анализ нескольких произведений. Полрецензии в отличие от монорецензий больше и глубже. В поле рецензии может вестись анализ произведений, которые не известны аудитории, а моно-рецензии предусматривают анализ лишь тех, что известны.
По тематике все рецензии могут быть поделены на рецензии на книги, это литературные рецензии, рецензии на спектакли, театральные, рецензии на фильмы и другое.
Кроме известных жанров рецензии, можно выд5лить и те, что соответствуют современности, например, рецензии на компьютерные игры, творчество групп, рекламу, мультфильмы и другое.
Наиболее сложным жанром рецензирования выступает кино и театр. Это синтезируемые жанры и они требуют от автора не только опыта, но и умения сочетать в себе знатока нескольких сфер культуры, например, литературы, театра, музыки, игры актеров и другое.
Однозначного ответа на вопрос «Для кого пишутся рецензии?” нет. С одной стороны, критический разбор нужен, прежде всего, художнику, чтобы помочь ему сравнить свое представление о собственном творчестве с мнением человека со стороны, каковым ему может показаться рецензент. С другой стороны, читатель и зритель тоже хотят разобраться в том, что ему предлагает художник. Как показывает опыт, писать для читателя и зрителя — одно дело, а для автора или для других критиков — другое дело. Детальный профессиональный разбор часто бывает неинтересен и непонятен широкой публике. А разбор произведения, ориентированный на широкую публику, может оказаться слишком поверхностным для профессионального критика (да и для автора произведения). Умение писать просто о сложном, интересно и для широкой аудитории, и для критиков, и для авторов анализируемых произведений приобретается только на базе глубоких специальных знаний и опыта критике-популяризаторской работы рецензента.
По мнению многих ведущих деятелей культуры современной России, в последнее время критики не пишут ничего, что рождало бы новые идеи, рецензии часто облечены в жесткую ироничную форму, являются скорее личными опусами, нежели профессиональными публикациями. В то же время авторитет критики достигается, прежде всего, принципиальным отношением к рецензируемому труду, стремлением к объективному, аргументированному анализу, о чем необходимо помнить молодому журналисту.
Аналитическая журналистика
«Однозначного ответа на вопрос «Для кого пишутся рецензии?” нет. С одной стороны, критический разбор нужен, прежде всего, художнику, чтобы помочь ему сравнить свое представление о собственном творчестве с мнением человека со стороны, каковым ему может показаться рецензент. С другой стороны, читатель и зритель тоже хотят разобраться в том, что ему предлагает художник. Как показывает опыт, писать для читателя и зрителя — одно дело, а для автора или для других критиков — другое дело. Детальный профессиональный разбор часто бывает неинтересен и непонятен широкой публике. А разбор произведения, ориентированный на широкую публику, может оказаться слишком поверхностным для профессионального критика (да и для автора произведения). Умение писать просто о сложном, интересно и для широкой аудитории, и для критиков, и для авторов анализируемых произведений приобретается только на базе глубоких специальных знаний и опыта критике-популяризаторской работы рецензента.
По мнению многих ведущих деятелей культуры современной России, в последнее время критики не пишут ничего, что рождало бы новые идеи, рецензии часто облечены в жесткую ироничную форму, являются скорее личными опусами, нежели профессиональными публикациями. В то же время авторитет критики достигается, прежде всего, принципиальным отношением к рецензируемому труду, стремлением к объективному, аргументированному анализу, о чем необходимо помнить молодому журналисту.»
Текст по книге Тертычного А.А. «Аналитическая журналистика.