Тема этой лекции весьма специфична, много внимания ей уделяют в учебниках по литературе и журналистике. Здесь мы не будем говорить многое, но все же попытаемся раскрыть ряд теоретических положений и предложить варианты тех или иных текстов, некоторые исходя из литературы, особенно художественной и отечественной.
Рассказ
Рассказ, по своей сути, представляет собой эпический жанр литературы. Например, наиболее ярко он отражён в произведениях Антона Павловича Чехова. Советую почитать его рассказы, тогда многое об этом жанре станет понятнее и четче.
К наиболее важным особенностям рассказа можно отнести:
— небольшой объем;
— ограниченное количество героев;
— чаще всего в качестве сюжетной линии выступает судьба главного героя;
— это один эпизод из жизни личности.
Чаще всего, именно в рассказе второстепенные герои раскрывают характер и положение в обществе для главного. По количеству страниц рассказ может оказаться и большим, тем не менее, он должен быть посвящено жизни одного главного героя. Огромное место в рассказах уделяется одной детали, часто бывает достаточно лишь ее одной, чтобы понять характер героя.
В рассказе всегда есть тот, кто его повествует. Это может быть сам автор, а может и просто рассказчик как таковой.
Рассказы чаще всего имеют меткое, запоминающееся название, они содержат ответ на главный вопрос. Рассказы тесно соотносятся с той эпохой, в которую они созданы.
Пример, источник http://literatura-ege.ru/%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%8B/rasskaz/
Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон»
Небольшой по объёму. Чехов вообще мастер короткого рассказа.
Главное действующее лицо – полицейский надзиратель Очумелов. Все остальные герои помогают понять характер главного, в том числе и мастеровой Хрюкин.
Сюжет строится вокруг одного эпизода – укуса собачкой пальца золотых дел мастера Хрюкина.
Главная проблема — высмеивание чинопочитания, подхалимства, угодничества, оценка человека по тому месту в обществе, которое он занимает, беспредел власть имущих людей. Всё в рассказе подчинено раскрытию данной проблемы — все изменения в поведении Очумелова по отношению к данной собачке — от желания навести порядок, чтобы не было бродячих собак, до умиления собачкой, которая, как оказалось, принадлежала брату генерала.
Важная роль в рассказе принадлежит детали. В данном случае это шинель Очумелова, которую он то снимает, то снова накидывает на плечи (в это время меняется его отношение к сложившейся ситуации).
Повествование ведётся от лица автора. В небольшом по объёму произведении Чехов сумел выразить своё негодование, сатирическое, даже саркастическое отношение к порядкам в России, в которой человек ценится не по его характеру, делам и поступкам, а по чину, им занимаемому.
Название рассказа – «Хамелеон»- очень точно отражает поведение главного героя, меняющего «свою окраску», то есть отношение к происходящему, в связи с тем, кому принадлежит собачка. Хамелеонство как социальное явление высмеивается автором в рассказе.
Рассказ написан в 1884 году, в период расцвет критического реализма в литературе России 19 века. Поэтому в произведении есть все черты данного метода: высмеивание пороков общества, критическое отражение действительности.
Таким образом, на примере рассказа Чехова А. П. «Хамелеон» мы рассмотрели особенности данного жанра литературы.
Новелла в литературе
Новелла представляет собой повествовательный прозаический жанр. Для него характерны следующие характеристики:
1. краткость, она короче, чем рассказ;
2. острота сюжетной линии;
3. отсутствие какого-либо психологизма или анализа;
4. нейтральность передачи сведений;
5. неожиданная концовка.
От анекдота новеллу отличает возможность не только комического, а также сентиментального сюжета. Басню от новеллы отличает отсутствие назидательного элемента, а от сказки – реальность событий.
Классическая новелла возникла в эпоху Возрождения. Тогда-то в полной мере определились такие ее специфические черты, как острый, драматический конфликт, необыкновенные происшествия и повороты событий, а в жизни героя – неожиданные повороты судьбы. Гете писал: «Новелла не что иное, как случившееся неслыханное происшествие». Таковы новеллы Боккаччо из сборника «Декамерон».
Новеллы есть у многих писателей прошлого и современности, это достаточно развивающейся жанр, но писать в нем достаточно сложно.
Очерк в литературе и журналистике
Сам по себе очерк – это пограничный жанр. Это нечто среднее между исследованием и рассказом. В очерке отражены те события и факты, которые действительно показаны жизни.
Чаще всего места, где происходили события вполне реальны, так же как реальны и сами людям. Очерк требует глубокого мастерства от журналиста.
Репортаж, интервью и очерки составляют ядро журналистики и требуют от журналиста полной отдачи. Это наиболее важный жанр публицистики. Очерки строят на строго документальной основе. Он имеет композицию, драматургии и точного планирования от журналиста.
Главным предметом очерка всегда является личность. Если в информации на первом плане – действие, свершение, а человек (его «носитель») обычно статичен, то в очерке он на авансцене событий. Иначе говоря, предмет очерка – не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия.
Если репортаж – это история события, то очерк – это история личности. Чаще всего очерк бывает портретным, тем не менее, выделяют еще очерки как путевые заметки, описания природы, зарисовки городов и другое.
В очерках могут использоваться самые разные методы получения информации – от наблюдений со скрытой камерой, до портретных интервью.
Еще одним типом очерка выступает – путевой. Он распространен на телевидении, в социальных сетях. Чаще всего – это динамичная смена объектов, обостренная картина мира и другое. Закадровый текст путевого очерка отличается, так как это не информация, а в большей степени, анализ.
Заметим, что очерк обязательно требует сценария, точно продуманного плана действий журналиста, автора. Тем не менее, самым важным будет все то, чем очерк наполнит журналист в последующем.