Приветствую, вас! Вот мы и добрались до того жанра, о котором слышим со школьной скамьи – это эссе. Как же часто мы думаем о том, что нужно его писать, что требуется выражать свои мысли и чувства, а самое главное – как же при этом все это делать. Далее будут представлены не только основные руководящие начала создания эссе, но и их примеры. Это те эссе, которые я написала когда-то сама.
Структура и план эссе
Прежде чем вообще приступать к какой-то письменной работе, обязательно продумайте ее структуру. Да, безусловно, можно подумать и забыть, но лучше записать и даже раскрасить вашу рыбу разными цветами, чтобы нагляднее было.
План или скелет текста нужен по причине последующего наращивания на него смыслов, содержаний, описаний. Это важно и необходимо осознавать, что сначала скелет, а потом остальное. Ведь, эссе — это не сообщение о чем-то, а, возможно, это ваши мысли.
В план эссе лучше всего включать:
1. Введение;
2. Основная часть;
3. Заключение.
Теперь разберём подробнее эти элементы.
Введение или как мы ранее говорили лид, это короткое отображение происходящего. Важно, что если в новостях лид рассказывает о событии, то во введении к эссе может быть вообще фраза или высказывание, о котором идет рассуждение.
Ниже приведу несколько примеров.
Название эссе: «Я – учитель логопед».
Введение к эссе
«С самого раннего детства мне хотелось работать с детишками. У меня были замечательные воспитатели в детском саду – добрые и отзывчивые, а потом и учителя в школе, которые не только давали кучу знаний, но и учили оставаться собой. По этой простой причине, мной было принято решение избрать профессию логопеда. Звучит пафосно, но это профессия почти волшебника – логопед совершает чудеса в маленькой, только что начавшейся детской жизни.»
Это введение к эссе, рассказывающем о профессиональном пути учителя.
Я призываю вас к уважению прав и свобод каждого человека. (Обращение к родителям детей в школе, в которой ввели инклюзивный подход) Это название эссе или задание к размышлению.
Введение к этому эссе «Здравствуйте, уважаемые родители наших многочисленных учеников. Сегодня тема нашего с вами общения, нововведения, которые приняты в нашей школе. Мы стали участниками программы инклюзивного образования.
Сегодня, это новое и во многом не понятное явление, однако, то каким образом оно будет реализовано, зависит не только от администрации школы, преподавателей и психологов, но и от вас родителей наших учеников.»
Вот это другое введение, но принцип его создания тот же. Важно, что введение выполняет в эссе некий задел истории.
Основная часть в любом эссе строиться по принципу – «тезис-аргумент». Ниже пример.
Тезис 1.
Серьезное воздействие на адаптацию работника на рабочем месте имеет стаж работы по специальности в целом.
Аргумент 1.
Это важно для специалистов, которые работают в системе «человек – человек». Чем больше стаж работы в медицинской организации, тем меньшее воздействие такая трудовая активность оказывает на психику сотрудника. Необходимо учитывать, что медицинские сестры склонны к выгоранию на рабочем месте, в связи с этим в организациях медицинской направленности, на мой взгляд, обязательно должен присутствовать психолог – основная его задача сводиться к помощи молодым специалистам, как сестрам, так и врачам.
Аргумент 2.
Медицинской сестре в процессе своей работы часто приходиться общаться с огромным количеством людей, что неизменно приводит к серьезным психологическим проблемам. Для молодого специалиста это очень важно, так как тут медицинская сестра учится не только работе, но и коммуникации среди людей с разным социальным уровнем и статусом.
Тезис 2
Следующим фактором, который оказывает воздействие на адаптацию медицинской сестры на рабочем месте является причина, по которой специалист устраивается на работу.
Аргумент 1
Большая часть специалистов трудоустраивается в бюджетную организацию по той причине, что окончено специальное образовательное медицинское учреждение и нужно получить стаж трудовой деятельности.
Аргумент 2
Другая группа молодых специалистов вполне может трудоустроиться по идеологическим соображениям, так как у кого-то болеют родственники и молодой специалист хочет помочь всем и сразу, а возможно он просто видел где-то больного ребенка или помогал взрослому инвалиду. Именно это становиться причиной не только трудоустройства, но и выбора профессии в принципе. Как мне кажется, кроме вышеозначенных причин должны быть еще и такие как – возможность и желание совершенствоваться в выбранной профессии, желание помочь людям и многое другое.
Тезис 3
Сложности, которые связаны с характером будущей работы также оказывают существенное воздействие на рассматриваемый мной процесс.
Аргумент 1
Практика, которая проходит в учебном заведении далеко не тоже самое, что трудовая деятельность, именно поэтому необходимо понимать, что характер трудовой деятельности и нагрузки могут сказаться не только на эффективности труда, но и даже на том, что человек может уйти из профессии.
Аргумент 2
Во время новой деятельности люди всегда чему-то учатся, а вот новая работа накладывает отпечаток не только в связи с тем, что нельзя навредить пациенту, но и в том, что любая медицинская сестра должна совершенствоваться в своей профессии, познавать новое, приобретать навыки, доводить их до автоматизма.
В данной части эссе речь шла об адаптации молодого специалиста, в частности, медицинской сестры на рабочем месте.
Заключение представляет собой некий итог эссе.
«Таким образом, адаптация медицинской сестры на рабочем месте целиком и полностью зависит от трех компонентов – личности и профессионализма самой медицинской сестры, стиля руководства, а также от желания самосовершенствоваться во всех сферах жизни и медицины для молодого специалиста. Тогда трудностей адаптации на рабочем месте попросту не будет.»
Под тезисами в эссе следует понимать некую короткую мысль, которая подлежит доказательству. Аргумент – это развернутая мысль, может содержать в себе разнообразные теории, взгляды специалистов, экспертов, ученых.
В идеале, один и тот же тезис должен быть подтвержден двумя аргументами. Очень важно не перегружать эссе лишними элементами.
Говоря об эссе, многое можно сказать об эпиграфе. Это некая важная фраза, которая может быть настолько емкой, что отобразит содержание эссе. Вот несколько эпиграфов.
Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете
В.О. Ключевский
Это эпиграф к эссе о логопеде.
Любовь — значит давать, а не брать
Это фраза из книги Эриха Фрома «Искусство, любить», в которой автор отмечает, что индивидуальная любовь не будет достигнута без способности любить своего ближнего. Это означает, что в каждом должна быть человечность, отвага, вера, а еще дисциплина.
Это эпиграф и введение к эссе об известном психологе Э. Фроме.
Таким образом, эссе с одной стороны достаточно простая форма, а с другой – это аргументированное рассуждение на заданную тему.